О театре

О театре НЭТ

Волгоградский НЭТ - особое явление в жизни современного российского театра. Говоря об уникальности его творческого облика и широкой известности, помня об уважении к нему со стороны профессионалов и горячей зрительской любви, обратимся к истории театра.

Сегодня о НЭТе, ставшем "ВИЗИТНОЙ КАРТОЙ" ВОЛГОГРАДА, знает не только КАЖДЫЙ его житель. Имя театра с "волшебной" легкостью перешагнуло далеко за границы нашего города. Талантливый, дерзкий, будоражащий душу и сердце Новый Экспериментальный театр помнится зрителям многих стран мира. Так было в самом начале творческой деятельности НЭТа, в далеких 1990-х, когда театральная публика Италии, Германии и США устраивала восторженный прием каждому гастрольному спектаклю. Так есть и сегодня. Загляните в Книгу зрительских отзывов... Ее страницы пестрят записями на самых разных языках.

Посещение гостями Волгограда НЭТа как одной из главных культурных достопримечательностей города давно уже стало хорошей традицией: наряду с замечательной труппой, обширным и разнообразным репертуаром, театр восхищает своей величественной архитектурой, роскошными интерьерами, комфортабельностью и элегантным убранством зрительного зала. Премьеры же Нового Экспериментального, как и легендарный шекспировский спектакль, открывший его творческую биографию, вот уже двадцать лет становятся культурными событиями каждого театрального сезона.

Что особенно удивляет многочисленных гостей нашего города и волгоградских театралов, часто бывающих в различных зарубежных и российских театрах, в том числе и столичных?

АНШЛАГИ! Неизменные аншлаги: с 1989 года и по сей день! Как это удается? Почему НЭТ всегда в центре культурной жизни региона? За что его ТАК ЛЮБЯТ, ТАК РУГАЮТ, превозносят и пытаются ниспровергнуть? Почему НЭТ неизменно притягивает зрителя и НИКОГДА не оставляет его равнодушным?

Вспоминается самое начало истории театра: далекий 1988 год... Волгоград, единственный в Советском Союзе город-"миллионник" только что пережил трагедию потери драматического театра имени М. Горького. Советская история не помнит аналогичного скандала: роспуска театра, да еще в Волгограде - городе с мировой известностью!

В этой беспрецедентной ситуации администрация Волгоградской области принимает решение: театру БЫТЬ! Их внимание привлекает известный и авторитетный в театральных кругах страны художественный руководитель и главный режиссер Горьковского академического драматического театра им. М. Горького заслуженный деятель искусств РФ Отар Джангишерашвили. Оставив возглавляемый им успешный коллектив, он принимает предложение создать НОВЫЙ театр в Волгограде.

Формирование НЭТа происходило в сложной и напряженной атмосфере БОРЬБЫ за новые пути в искусстве. При этом было необходимо собрать новую труппу, специалистов многих цехов и служб, провести реконструкцию театра, техническое переоснащение сцены и начать работу над репертуаром.

Труппа была собрана за три месяца. Первые три спектакля, реконструкция театра и даже сооружение УНИКАЛЬНОЙ ДЛЯ МИРОВОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ конструкции ФОНТАНА - за десять месяцев!!!

Сейчас, это кажется просто невероятным. Но ТАК БЫЛО: красавец-НЭТ начинался с разрушенного зрительного зала,"взъерошенной" сцены, частокола строительных лесов, "разодранных в пух и прах" коммуникаций! Холод, бессонные ночи... И репетиции, репетиции, репетиции...

Премьера - шекспировская трагедия "Ромео и Джульетта" - буквально всколыхнула весь Волгоград и стала СОБЫТИЕМ, о котором заговорили ВСЕ! Но: открытые прогоны и первые постановки принесли НЭТу не только все возрастающий успех у зрителей. "Заря революционной юности" театра сопровождалась "необъявленной войной" со стороны его противников. Непонимание новой эстетики, неприятие самого процесса РОЖДЕНИЯ НОВОГО ТЕАТРА и его репертуара проявлялось в "кислых" либо откровенно ругательных отзывах местной прессы. И это тоже было!

С первых шагов молодого коллектива проявилась его остро новаторская эстетическая программа, буквально взорвавшая затхлый консерватизм театральной практики своего времени. Для того, чтобы оценить ее смелость, нужно вспомнить о ситуации конца 1980-х годов: театр, погрязший в застое, как и все искусство времен заката "брежневской" эпохи, прочно привязанный к забытой сейчас партийно-производственной тематике в репертуаре, влачил жалкое существование, практически потеряв своего зрителя.

Всему этому Отар Джангишерашвили, впервые в стране ставший художественным руководителем, главным режиссером и директором театра, противопоставил концепцию творческого ЭКСПЕРИМЕНТА. Его основой стали стихия вольнодумства и тяготение к художественному синтезу, "помноженные" на верность традициям разных театральных школ: Станиславского и Таирова, Марджанишвили и Брехта.

Эстетика Нового Экспериментального сочетала концептуальность мысли и демократизм художественного языка режиссуры, стремление театра быть интересным знатокам и доступным рядовому зрителю. С первого же спектакля НЭТа, ставшего "хитом" его репертуара -легендарного "Ромео"(на который теперь ходят не только дети, но уже внуки первых зрителей театра), публику поражали смелые постановочные решения, эффектная пластика, энергетика музыки, будоражащие и "заводящие" зал.

Одной из принципиальных установок эстетической программы НЭТа было намерение вернуть волгоградских зрителей в мир театра, возродив тем самым некогда замечательные театральные традиции Волгограда, заложенные талантливыми режиссерами, работавшими в нашем городе - А. Покровским, Ф. Шишигиным. И Волгоградскому Новому Экспериментальному театру это удалось!

Кроме того, революционный характер в 1988 году имел и тот факт, что НЭТ начал свою работу на новых организационных и художественных принципах: все производственные отношения в коллективе определяются контрактом. Заметим при этом, что"прорыв" НЭТа и сегодня остается беспрецедентным. И в наши дни российские театры, "скованные" остаточными явлениями прошлого, далеки от возможности работать на основе контрактной системы. Но в Советском Союзе "доперестроечных" времен, когда новые веяния в искусстве практически не проникали сквозь "железный занавес", контракт воспринимался просто недопустимым явлением, сугубо "западническим" механизмом, не подходящим под "наши" правила. Поэтому создание НЭТа в том виде, в каком он известен не только волгоградской публике, но и зрителям многих стран мира, стало настоящей "культурной революцией". Решения по приданию ему официального статуса принимались самыми высшими государственными инстанциями: Советами Министров СССР и РСФСР, министрами культуры СССР и РСФСР. И это тоже было.

Прошло двадцать лет. На спектаклях НЭТа, число которых сегодня насчитывает около шести десятков, выросло несколько поколений волгоградских театралов. НЭТ живет активной творческой жизнью. Репертуар пополняется новыми спектаклями, подчас поражающими зрителя контрастами своих сценических ликов: наряду с зарубежной и отечественной классикой, его украшают пьесы современных авторов.

Актерская труппа постоянно развивается: кого-то теряет, кого-то находит... Говоря откровенно, НЭТу всегда жаль расставаться со "своими" звездами, блистающих ныне на сценах столичных театров. Но, вместе со всей страной, он гордится их известностью и зрелым талантом. Ведь "наша" Лида Матасова, народная артистка России - сегодня "прима""доронинского" МХАТа"; "наш" Валера Гурьев, заслуженный артист РФ - играет в московском Театре сатиры", Антон Хомятов - в легендарном Московском академическом Малом театре; Андрей Сычев стал известнейшим в России режиссером и продюсером; лица молодых актеров НЭТа, недавних выпускников творческой мастерской народного артиста РФ Отара Джангишерашвили, мелькают в клипах модных столичных режиссеров.